Психологические особенности современного студента и преподавание теоретических дисциплин.

Современная эпоха дает уникальную возможность для изучения феномена быстрой адаптации молодых людей к меняющимся социальным условиям. Считается известным, что наиболее подвижной является мужская часть популяции. Рассмотрим некоторые особенности психологического склада современных студентов, москвичей, обучающихся в московском вузе. Нас будет интересовать то, как эти изменения отражаются на процессе восприятия этими студентами теоретических дисциплин естественно - научного цикла (математика, физика, химия, биология).

Перейдем к характеристике типичных столичных студентов юношей. Они уравновешены, прагматичны, положительны, предсказуемы, для них не характерно выражение сильных эмоций, они внимательны к собственному внешнему виду и одежде. У них стало меньше вредных привычек – многие студенты не курят и не употребляют крепкие спиртные напитки. Им свойственна достаточно высокая самооценка и раскрепощенность. В процессе учебы они держатся обособленно и не стремятся к взаимопомощи. Исключением является время сессии, когда происходит обмен полезными для сдачи зачетов материалами. Среди них распространены занятия всевозможными играми и имитациями реальности – это исторические реконструкции, сетевые компьютерные игры. Многие из них увлекаются танцами.

Для них характерен примат визуальных образов. Ценится хорошая презентация. Любой доклад, не сопровождаемый презентацией, кажется ущербным. Оформление доминирует над содержанием. Картинка на технически совершенном экране – вот высшая реальность. Большинство из них читает мало книг, но смотрит много фильмов. Окружающий мир не кажется им чем-то загадочным. Многие из них считают себя верующими людьми. Иногда люди старшего поколения упрекают их в инфантильности. Это вряд ли справедливо, наоборот, молодые люди хорошо адаптированы к окружающей реальности, у них есть все шансы стать образцовыми членами социума.

Их главные практические умения – это возможность свободно пользоваться разнообразными компьютерными программами и техническими устройствами. Необходимо быстро отыскивать нужные пункты в настройках и не путаться в разветвленной системе меню. Современная техника не предполагает возможности вмешательства потребителя. Важно научиться управлению в рамках существующих возможностей. Понимание происходящих внутри устройства процессов никак не помогает этому (можно великолепно водить машину и не знать, что такое двигатель внутреннего сгорания).

Человек, практическая деятельность которого сводится к работе на компьютере, не видит необходимости в существовании за видимой реальностью (программа, техническое устройство) ничего скрытого, более глубокого. У программы или самого гаджета нет двойного дна, все на виду, в этих сущностях нет никакой тайны (шпионские программы и вирусы никак нельзя считать таинственными). Вместе с тем программе или гаджету обязательно присущ некий произвол в соглашениях (интерфейс, компоновка меню, размещение окон). Нет смысла обсуждать, почему соглашения таковы, они выбраны, чтобы быть удобными. Эти два момента – отсутствие второго плана и произвол в соглашениях формируют анти естественно - научный и анти - теоретический склад ума. Для естественника за видимой реальностью всегда стоит другая – законы, управляющие явлениями. Эти законы ни в коей мере не произвольны, они согласованы и им свойственна очевидная для ученого красота. Слово пусть кажется уродливым и недопустимым. Классический пример – это обещание, которое дали друг другу юные Дирак, Гейзенберг и Паули после того, как они выслушали доклад Бора. А именно - "бросить занятия физикой, если теория атома Бора (содержащая противоречивые предположения и в большой степени произвольная) окажется долговечной.”

Используемые студентами технические устройства настолько совершенны, что доверие к ним максимально высоко и не сопоставимо с теми фрагментами теоретических знаний, которые еще остались в их памяти. Приведу несколько типичных примеров.

1)Студент показывает красивую и сложную кривую, нарисованную на его планшете, в соответствии с уравнением x=cos(exp(x)); y=sin(exp(x)) (100<x<110). В ответ на это преподаватель спрашивает, помнит ли студент что такое косинус и синус, и объясняет, что сложная кривая – это артефакт программы вычисления косинусов и синусов больших аргументов, а правильный ответ – всего лишь простая окружность. Студент внешне соглашается, но видно, что школьным знаниям он доверяет меньше, чем красивой, но ошибочной картинке на экране. Замечу, что на обсуждение косинусов и синусов в школе потрачены десятки часов, и студент не является отстающим, а, наоборот, относится к лучшим в группе.

2)Нерадивый студент с помощью интернета подготовил доклад, в котором как он утверждает, дается пять разных способов решения некоей задачи. Преподаватель радуется проявленному студентом энтузиазму, однако, вскоре с удивлением замечает, что разные варианты решения противоречат друг другу. Выясняется, что студент просто взял ответы из некоего теста, где только один ответ был правильным. Характерно, что студент не видит комизма ситуации, и считает, что его труд вполне может быть положительно оценен.

3)Студент хочет сделать приятное преподавателю и рассказывает, что нашел в интернете видеоролик, на котором записаны лекции известного американского ученого, о котором рассказывал преподаватель. Студент не собирается смотреть этот ролик и тем более читать опубликованные на русском языке лекции. Ему кажется, что сам факт того, что он нашел этот ролик в интернете, уже должен доставить преподавателю удовольствие.

 

               Логичность формулировок и количественный подход не популярны, ибо не приводят к практическому успеху. Наоборот, механическое соединение слов, обозначающих разнородные понятия, часто оказывается эффективным. Вот типичная ситуация - на лекции, которую показывают по образовательному каналу, преподаватель объясняет, что все фирмы проходят фазу становления, достижения максимума и угасания. Далее он говорит – ну, вы же все знаете этот закон – это кривая Гаусса. После этого на доске рисуется кривая Гаусса и возникает соответствующая формула. Ясно, что никакой связи между началом и концом этого высказывания  нет, однако, цель достигнута ссылка на научный мем придает убедительность тезису.

В заключение еще один, последний пример. Автор познакомился с профессором, преподавателем теории проектирования мостов и предложил ему показать своим студентам фильм с танцующим мостом через Волгу. Профессор был очень доволен и сказал, что его рейтинг у студентов вырастет. Однако автор предупредил профессора, что он не знает, где взять информацию о причинах этого странного явления. Профессор удивился и воскликнул – что вы, никто об этом не спросит!. Чтобы почувствовать насколько отсутствие логической связи допустимо в современной дискуссии приведу тезис строителей этого моста мы построили его надежно, так как он сильно качался и все-таки не разрушился, а качался он потому, что проектировщики что-то(!) напутали.

Итак, перечислим причины, формирующие антитеоретический склад ума.

1.В обществе не ведется работа над технически сложными новыми проектами. Проекты только декларируются и обсуждаются. Теоретические знания не предполагается использовать на практике. Теория повисает в воздухе и теряет престиж. Физика и химия – явно не престижные предметы.

2.Мозаичность восприятия реальности, все совместимо со всем, логика в высказываниях не существенна, визуальные образы доминируют над логическими построениями. Важно не понимание, а управление и потребление. Намного эффективнее управлять людьми не взывая к их рациональности.

3.Взаимодействие с реальностью оказывается взаимодействием с компьютерной программой. Это устраняет второй план реальности, мир становится плоским и в достаточной степени произвольно устроенным: программа сделана нами и такова, как нам кажется удобным. Поэтому вопрос почему? – теряет смысл.

Что же делать в такой ситуации? Понимание причин болезни дает надежду на успешную борьбу с ней. Необходимо указывать молодым людям на историческую ограниченность их отношения к фундаментальным наукам, и надеяться на то, что механизмы обратной связи подействуют,  маятник общественного развития, дойдя до крайнего положения, качнется в другую сторону и рационализм на время восторжествует.